Доброго здравия Гость!
Пятница, 03.05.2024, 21:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Календарь

«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Ноябрь » 26 » О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ. - НЕСКОЛЬКО ВЫПИСОК ИЗ ТВОРЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
20:27
О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ. - НЕСКОЛЬКО ВЫПИСОК ИЗ ТВОРЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
 1. «Избавивший жизнь нашу от тления дал нам силу обновления, которая, хотя имеет причину неизъяснимую и заключающуюся в таинстве, однако же приносит душам великое спасение; посему прибавить или убавить что-нибудь значит явным образом отпасть от вечной жизни» (Ответ утверждающим, что достаточно крещения только в Господа. // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийския. Чаcть III. М., тип. Августа Семена, 1846 С.273).
 2. «Bеpa и крещение суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою, а та и другое исполняется одними и теми же Именами. Как веруем в Отца и Сына и Святого Духа, так и крестимся во Имя Отца и Сына и Святого Духа. И как предшествует исповедание, вводящее во спасение, так последует крещение, запечатлевающее собою наше согласие на исповедание» (Там же).
 3. «И повествуемое об изведении Израиля служит указанием на спасаемых крещением» (
Возражение, что и в Моисея иные крестились, и веровали в него, и ответ на сие возражение, а вместе и о прообразованиях. // Творения... Ч. III. С.277).
 4. «Α море и облако, в настоящем приводили к вере изумительностью события, относительно же к будущему, как прообразования, прознаменовали будущую благодать. Кто премудр, и уразумеет сия (Ос. 14, 10), каким образом море прообразовательно служит крещением, отлучая от Фараона, как и сия купель отлучает от мучительства диавольского? Море умертвило в себе врага; и здесь умирает вражда наша на Бога. Народ вышел из моря, не потерпев вреда; и мы восходим от воды как бы из мертвых ожившие, будучи спасены благодатию Призвавшего нас. Α облако есть сень дара, подаваемого Духом, и чрез умерщвление членов угашающего пламень страстей» (
Там же, С.278).
 5. «То же делает и тот, кто в крещении сравнивает действительность с тению, кто наравне с прообразованиями ставит знаменуемое ими, кто Моисеем и морем думает вдруг подорвать все евангельское домостроительство. Ибо какое отпущение прегрешений, какое обновление жизни в море? Какое духовное дарование чрез Моисея? Какое там умерщвление греха? Они не умерли со Христом, а потому и не восстали с Ним. Они не облеклись в образ небесного, не носили в теле мертвости Исусовой, не совлеклись ветхого человека, не облеклись в человека нового, обновляемого в познании, по образу Создавшего его. Для чего же сравниваешь два крещения, в которых одно наименование общее, а на деле, столько же разности, сколько, может быть, между сновидением и действительностию, между тению или изображениями и тем, что самостоятельно существует?» (
Там же, С.279)
 6. «В глубине богатства Своей премудрости и в неисследованных судах разумения предначертал Он для нас это легкое и к нам применимое руководство, приучая сперва видеть тени предметов и в воде смотреть на солнце, чтоб, приступив вдруг к зрению чистого света, мы не омрачились. На таком же основании измышлены Закон имыи сень грядущих (Евр. 10, 1), и предображения у пророков — эти гадания истины, для обучения очей сердечных, чтобы удобным для нас сделался переход от них к премудрости в тайне сокровенной» (
Там же, С.281).
 7. «Домостроительство Бога и Спасителя нашего ο человеке есть воззвание из состояния падения, и возвращение в общение с Богом из состояния отчуждения, произведенного преслушанием. Для того пришествие Христово во плоти, предначертания евангельских правил жизни, для того страдания, крест, погребение, воскресение, чтобы человек, спасаемый чрез подражание Христу, восприял древнее оное сыноположение. Посему для совершенства жизни необходимо подражание Христу, то есть, не только показанным в жизни Христовой примерам негневливости, смиренномудрия и долготерпения, но и смерти Христовой, как говорит подражатель Христов Павел: сообразуяся смерти Его, аще како достигну в воскресение мертвых (Филип. 3, 10-11). Как же бываем мы в подобии смерти Его? — Спогребшись Ему крещением (Рим. 6, 4-5). В чем же образ погребения? И почему полезно такое подражание? Во-первых нужно, чтобы порядок прежней жизни был пресечен. Α сие, по слову Господню, не возможно для того, кто не родится свыше (Иоан. 3, 8). Ибо пакибытие, как показывает и самое имя, есть начало новой жизни. Посему, до начатия новой жизни, надобно положить конец жизни предшествовавшей. Как у тех, которые бегут на поприще туда и обратно, два противоположные движения разделяются некоторою остановкою и отдыхом: так и при перемене жизни оказалось необходимым, чтобы смерть служила средою между той и другою жизнию, оканчивая собою жизнь предыдущую, и полагая начало жизни последующей. Как же совершаем сошествие во ад? Подражая в крещении Христову погребению; потому что тела крещаемых в воде как бы погребаются. Посему крещение символически означает отложение дел плотских, по слову Апостола, который говорит: обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела, плоти, в обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением (Кол. 2, 11). Оно есть как бы очищение души от скверны, произведенной в ней плотским мудрованием, по написанному: омыеши мя, и паче снега убелюся (Псал. 50, 9). Посему не омываемся по-иудейски при каждом осквернении, но знаем одно спасительное крещение; потому что одна есть смерть за мир, и одно воскресение из мертвых, образом которых служит крещение. Посему-то Домостроитель жизни нашей Господь положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни; и изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом.
 Α таким образом делается из сего ясным и то, чего мы искали, то есть, почему вместе с Духом и вода. Поелику в крещении предложены две цели, истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, ожить же Духом и иметь плод во святыне; то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь. Сие-то значит родиться свыше водою и Духом; потому что умерщвление наше производится водою, а жизнь творится в нас Духом. Посему великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения. Поэтому, ежели есть какая благодать в воде, то она не из естества воды, но от присутствия Духа. Ибо крещение есть не плотския отложение скверны, но совести благия вопрошение у Бога (I Петр. 3, 21). […]
 Но разность между благодатию Духа и крещением в воде видна еще и из того, что Иоанн крестил водою в покаяние, а Господь наш Исус Христос крестит Духом Святым. Ибо Иоанн говорит: Аз вы крещаю водою в покаяние: Грядыи же по мне, креплий мене есть, Емуже несмь достоин сапоги понести: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Матф. 3, 11), под огненным крещением разумея испытание на суде, по сказанному у Апостола: коегождо дело, яковоже есть, огнь искусит; и еще: день бо явит: зане огнем открывается (1 Кор. 3, 13). Α иные, в подвигах за благочестие, действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символе — воде, крестившись собственною кровию. И сие говорю, не крещение водою отметая, но низлагая помышления вземлющихся на Духа, соединяющих несоединимое, сравнивающих несравнимое» (
Ответ на новое возражение, что крестимся и в воду, а вместе и о крещении. // Творения…
Ч. III. С.282-285
).
 8. «ПРАВИЛО 20. О крещении; какое намерение и какая сила крещения.
 Γлава 1. Верующие в Господа должны креститься во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28, 19). «Аминь аминь глаголю тебе: аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия» (Иоан. 3, 3). И еще (5): «Аминь аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие».
 Глава 2. Какое намерение и какая сила крещения?
 Чрез него крещаемый изменяется в уме, слове и деле, и по данной ему силе делается тем же, что Родивший его.
 «Рожденное от плоти, плоть есть, и рожденное от Духа, дух есть. Не дивися, яко рех ти: подобает вам родитися свыше. Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет; тако есть всяк рожденный от Духа» (Иоан. 3, 6-8). «Мертвых убо быти греху, живых же Богови, ο Христе Исусе» (Рим. 6, 11). «Елицы во Христа Исуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да яко же воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем. Сия ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху. Умерый бо свободися от греха» (Рим. 6, 3-7). «Ο Немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением, ο Немже и совостасте верою действия Бога, воскресившаго Его из мертвых» (Кол. 2, 11-12). «Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Несть ни Иудей, ни Эллин, несть раб, ни свободь, несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте ο Христе Исусе» (Гал. 3, 27-28). «Совлекшеся ветхаго человека с деянми его, и облекшеся в новаго, обновляемаго в разум, по образу Создавшаго его, идеже несть Эллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар, Скиф, раб, свобод, но всяческая и во всех Христос» (Кол. 3, 9-11) (
Творения... Ч. III. С.389-391).
 9. «Итак умрем, чтоб нам жить; умертвим мудрование плотское, которое не может покарятися закону Божию, чтоб родилось в нас крепкое мудрование духовное, следствием которого бывают, обыкновенно, живот и мир (Рим. 8, 6-7). Спогребемся умершему за нас Христу, чтоб и восстать с Виновником нашего воскресения. Поэтому другим делам есть свое пригодное время; свое время — сну, свое бодрствованию, свое — войне, и свое — миру, но время Крещению — вся жизнь человеческая. Телу не возможно жить, не переводя дыхания; и душе не возможно существовать, не познавая Творца; ибо неведение Бога — смерть для души. Но не крестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога. Поэтому, ко спасению посредством Крещения благопотребно всякое время, будет ли это ночь, или день, или час, или мгновение, или и еще кратчайшая часть времени» (
Беседа побудительная к принятию святого крещения. // Творения... Чаcть IV. М., тип. Августа Семена, 1846 С.224-225).
 10. «Если б Израиль не перешел чрез море, то не был бы отлучен от Фараона; и ты, если не пройдешь чрез воду, не выйдешь из-под горького диаволова мучительства. Он не пил бы от духовного камня, если б не крестился прообразовательно; а тебе никто не даст истинного пития, если не крестишься истинно. Он, по крещении, хлеб Ангельский яде (Псал. 77, 25); как же ты вкусишь Хлеба животнаго (Иоан. 6, 51), если не приимешь прежде Крещения? Он чрез крещение взошел в землю обетования; как же ты возвратишься в рай, не запечатлевшись Крещением? Или не знаешь, что приставлено пламенное оружие хранити путь древа жизни (Быт. 3, 24), для неверных страшное и опаляющее, а для уверовавших удобоприступное и приятно озаряющее? И Владыка соделал его обращающимся: когда видит оно верного, обращается задом; а когда видит кого-либо из незапечатленных, встречает его острием» (
Там же, С.228).
 11. «Крещение — искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление царствия, дарование сыноположения»
(Там же, С.233).
Собрал А. Г.
Просмотров: 631 | Добавил: rostovetz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: