Доброго здравия Гость!
Среда, 24.04.2024, 07:17
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Календарь

«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Ноябрь » 24 » СЕМИПОКЛОННЫЙ НАЧАЛ КАК СРЕДСТВО ПРИСТУПИТЬ К МОЛИТВЕ
14:46
СЕМИПОКЛОННЫЙ НАЧАЛ КАК СРЕДСТВО ПРИСТУПИТЬ К МОЛИТВЕ
  «Молитва — это дыхание души нашей», — говорит святой Макарий.

Долго ли можно пробыть живым без дыхания? Весьма недолго. Так и духовная жизнь наша, не освежаемая и не подкрепляемая молитвой, скоро ослабевает, увядает и замирает. Посему-то святой апостол желает, чтобы мы не только чаще, сколько возможно, но и непрестанно молились: «непрестанно молитеся, всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом». Посему-то и святая Церковь учредила на каждый день седмеричное число молитвословий, чтобы поддержать, по возможности, дух своих чад в непрестанном молитвенном расположении. Судя по сему, казалось бы, что для христианина нет ничего легче и удобнее, сладостнее и приятнее молитвы, подобно как для дитяти нет ничего приятнее беседы с отцом и матерью. И однако же на деле чувствуем другое. Тяжесть плоти бременит душу и влечет ее долу, когда хотела бы она вознестись горé. Заботы житейские приковывают сердце к земле, когда оно и хотело бы побывать на небе в своем родном жилище.

Обычные отношения и беседы, ежедневные занятия и встречи развлекают ум наш по тысячам предметов, не дают ему сосредоточиться в самом себе, вознестись, хотя на малое время, к Отцу светов, дохнуть, так сказать, свежим воздухом небесным. Кажется, все устройство жизни нашей таково, что мы кружимся непрестанно, как в водовороте или вихре, до изнеможения тела и духа, до помрачения разума и чувства. Оттого самое первое дело нередко становится последним, легкое — трудным, приятное — отяготительным, так что и украдши иногда час, который можно посвятить молитве, мы не знаем как приступить к ней, с чего начать и о чем продолжать.

Чтобы помочь нам в этом крайне важном и необходимом для нас деле, попечительная Матерь наша святая Церковь установила начальные молитвы. Чтобы мы поистине драгоценное для нас и по необходимости краткое время могли употребить со всею пользою для души, чтобы, исторгшись из вихря суеты, мы успели сосредоточить мысли наши и направить их на существенные предметы молитвы, — святая Церковь, руководимая Духом Божиим, излагает содержание святых молитв сначала в таких кратких стихах, кои содержат, однако, все роды молитв: прошение и благодарение и славословие. По уставу Церкви, прежде, чем совершать домашнее молитвенное правило и участвовать в общественном Богослужении, мы обязаны положить семипоклонный начал. Читается он так: с первым обычным поклоном произносится: «Боже, милостив буди мне грешному», со вторым обычным поклоном: «Создавыи мя, Господи, помилуй мя», с третьим: «Без числа согреших, Господи, прости мя».

За этими тремя краткими прошениями, сопровождаемыми в посты земными поклонами, читается благодарственная песнь в честь Божией Матери, послужившей делу искупления рода человеческого — «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова Рождьшую, Сущую Богородицу Тя величаем».

Этот священный гимн всегда сопровождается земным поклоном, даже в праздник. Благодарный человек, которого Христос поставил прочим в пример, всегда падает ниц, чтобы возблагодарить Бога. «Един же от них, — сказано в Евангелии, — видев, яко исцеле, возвратися со гласом велиим, славя Бога: и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая». (Зачало 85-е от Луки).

За молитвой «Достойно есть», далее читается славословие в честь Святой Троицы, именно: с пятым поклоном, произносятся слова: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; со следующим поклоном: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь», с последним седьмым: «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови». Эти три последние поклона в обычное время сопровождаются поясными поклонами, а в посты — земными.

Чтобы собрать во едино все, что было сказано и произнесено до сих пор, в предотвращение нашей рассеянности, святая Церковь объединяет, наконец, моления семипоклонного начала в одну краткую молитву.

Все они преломляются в ней, как лучи солнца, проходят через внимание человека и еще раз освещают сознание его своим светом, озаряя все дело искупления рода человеческого, вспоминают при этом Крест — орудие спасения, ангелов, святых, как части той Церкви, за которую Христос страдал на Кресте. Читается эта заключительная молитва, называемая отпуст, так: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых ангел хранителей наших и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец». Поклон земной, без крестного знамения.

Составляя предварительную часть церковного Богослужения, семипоклонный начал тем особенно важен, что под его воздействием мы можем согласовать свои мысли и свои чувства с мыслями и чувствами самой Церкви. Благодаря началу, мы удобнее сможем соединить наше сердце с сердцами всех братий наших во единое благовонное и благоприятное кадило для вознесения в Пренебесный Жертвенник, войдя через эти краткие молитвы прошения, благодарения и славословия в духовную атмосферу всеобщей молитвы Церкви Вселенской, которой всегда благоприятно внемлет Отец Небесный.


Из журнала «Правда православия». Спб., 1907 №3.

Просмотров: 1364 | Добавил: Drevle | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0