Доброго здравия Гость!
Вторник, 19.03.2024, 08:10
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Календарь

«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Ноябрь » 26 » О. Авболеб. О ЕДИНОЛИЧНОМ РУКОПОЛОЖЕНИИ
22:00
О. Авболеб. О ЕДИНОЛИЧНОМ РУКОПОЛОЖЕНИИ
            Часто приходится слышать от миссионеров и беспоповских начетников, что старообрядческая иерархия не может быть признана за истинную иерархию на том основании, что митрополит Амвросий вопреки 1 правилу святых апостол, 4 правилу I Вселенского Собора и др., единолично рукоположил Кирилла в наместники себе. Но должно заметить, что правила эти считались бы нарушенными только в том случае, если бы митрополит Амвросий совершил единичное рукоположение епископа в мирное для св. Церкви время.

А так как Церковь Христова в то время со всех сторон обуревалась ересями, так что все епископы находились в еретическом состоянии, то при таких трудных обстоятельствах вынужденное нарушение некоторых канонических правил не влечет за собой того, чтобы отрицать иерархическую законность за нашим священством. Так, по крайней мере, понимал и св. Феодор Студит, когда говорил: «во время ереси по необходимости не все бывает по правилам установленным во время мира. Так, мы видим, поступали и блаженнейший Афанасий, и святейший Евсевий, которые оба совершали рукоположение над лицами не своей области, и теперь видим, совершается тоже самое при настоящей ереси» (2 ч. 554 с.)[1].

А что во время гонений на Церковь святые отцы совершали единоличное рукоположение, об этом очень ясно свидетельствуют события из церковной истории. Так, например:

1) Святой священномученик Автоном поставил единолично во епископа Корнилия (Пролог 12-го сентября).

2) В Персиде во время гонения на христиан епископ Илиодор поставил вместо себя во епископа Дидана пресвитера (Пролог 9-го апреля).

3) Святой Евсевий Самосатский также рукополагал единолично епископов, как об этом повествуется в Четьих Минеях 22 июня: «Многия правоверных церкви бяху без своих служителей, и святительские престолы без архиереев, ово от ариан в Константиево царство, ово же от кумирослужителей во Иулианово владение и иным избиенным, и иным разгнанным бывшим: и аще бы не прекратил Господь Иулианова живота и царства, едва бы какая церковь с служителями своими осталась цела. В такое лютое время, Евсевий святой, утаив сан свой святительский, в воинская облекся, обхождаше Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христианы в святой вере и надежде, и аще обреташе церковь без служителей, поставляше иереи и диаконы (следовательно вопреки 35 пр. ап.) и прочие клирики, а иноде и епископы постави от тех, иже обрете отмещущих ариевы догматы, мудрствующих православно».

4) В «Памятниках древней христианской церкви» (1 т. стр. 55 и 56 изд. 1829 г.) имеется такое свидетельство: «Посему, когда арианство угрожало Церкви опасностью, Афанасий Великий, возвращенный из заточения, в разных городах, через которые проходил, хотя они были и не его епархии, рукополагал не обинуяся, то же делал Евсевий Самосатский во время гонения от ариан при Валенте. Он, по свидетельству Феодорита, одетый в воинское платье, прошел всю Сирию, Финикию и Палестину, рукополагая пресвитеров и диаконов, поставляя на другие церковные степени, и исправляя все бывшие в церквах беспорядки. Равным образом в Сирии, Киликии и других местах, которые исчисляет Феодорит, рукополагал он епископов. Все сие было противно общим правилам, но требовало того благосостояние Церкви, которая в таких случаях давала им власть поступать, как епископам целой Вселенской Церкви».

Из этих доказательств ясно видно, что Святая Церковь никогда не считала при трудных для нее обстоятельствах единоличное рукоположение епископа за такой важный грех, чтобы иерархическое лицо, совершившее такое рукоположение, признаваемо было извергнутым. Наоборот, признавала как совершенное рукоположение действительным, так точно считала за епископа и совершителя. Вот как прекрасно говорит об этом один из ученых господствующей Церкви:

«Поэтому то Церковь не требовала вторичного рукоположения над получившими епископскую хиротонию единолично. Поэтому-то с другой стороны Церковь в иных случаях даже положительно дозволяла такого рода хиротонию, ясно показывая этим, что она признает ее действительною по существу. Соответственно этому, в истории Древнехристианской и Православной Церкви, как и в истории Церкви Западной, было также не мало такого рода примеров, что епископская хиротония, совершенная единолично признавалась действительною. Известно, например, Садерий, епископ палебикский рукоположен только одним епископом Филоном цирензийским, и однако же Афанасий Великий не только признал его в этом сане, но потом, по свидетельству Папы Синезия, счел достойным возведения на митрополию птолемаидскую.

Точно также Павлин Антиохийский поставил Евагрия, своего преемника, один без участия кого-либо из епископов. Блаженный Феодорит также свидетельствует, что епископы Рима и Антиохии признали Евагрия истинным епископом и не оспаривали как его собственного рукоположения, так и тех рукоположений, которые потом совершены были им над другими (а Синодальная Церковь поступает в этом случае совершенно наоборот). Известно далее, что святой Автоном, епископ Вифинии, поставил единолично себе преемником некоего Корнилия, что Евсевий Самосатский, в царствование Валента, когда было сильное гонение на православных от ариан, одетый в воинское платье, прошел всю Сирию и Киликию, рукополагая единолично не только диаконов-и пресвитеров, но и епископов, что тоже самое делали Афанасий Великий, Григорий Назианзин, святой Иоанн Златоуст и некоторые другие знаменитые отцы древне-нераздельной Церкви.

Мало этого, мы имеем примеры единоличного постановления во епископы в нашей собственной Церкви[2]. Не перечисляя всех подобного рода примеров, укажем лишь на пример из нашей истории сравнительно недавнего времени. В Иркутских епархиальных ведомостях за 1869 год читаем, например следующие строки о посвящении Иоасафа Болотова; 10 апреля 1799 года в неделю Ваий, американский миссионер архимандрит Иоасаф Болотов, был хиротонисан во епископа Кадьякского одним иркутским епископом Вениамином (Иркутские епархиальные ведомости. 1869 г. № 4, ст. 43).

Несомненным можно считать то, что в некоторых отдельных случаях Церковь дозволяла и единоличную совершенную епископскую хиротонию, не смотря на каноническую неправильность ее. Такие отдельные случаи – случаи церковной нужды, для которой, как известно, закон не лежит и в силу которой канонические неправильности в области таинства священства, равно как и в области других таинств, допускались в древности». (Старокотолицизм Керенского, 164, 5 стр.).

Итак, из сих свидетельств очень понятно, что совершенное единолично рукоположение епископа при трудных для св. церкви обстоятельствах всегда признавалось древнею Святой Церковью законным. Поэтому нет решительно никакого основания гг миссионерам и беспоповцам отрицать законность за старообрядческой иерархией, ибо митрполит Амвросий совершил единоличное рукоположение именно в такое время, когда святая Церковь переживала страшное гонение со всех сторон и крайнюю церковную нужду.

А если же кто требует в такое бедственное время строгого соблюдения правил, то они жестоко ошибаются, как об этом свидетельствует Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский: "Уверяем вас о Господе, что кто в наше время (т.е., во время бедствий) требует строгого соблюдения всех обычаев и уставов Церкви, как это было во время свободы христиан, тот есть враг христианства, и полагает бремя на бессильных; а кто прощает малое, да сохранит целое, тот имеет дух апостольский" (Путешестие в синайский монастырь арх. Парф. С. 143).

 

Из журнала «Старообрядец». Н.-Новгород, 1907, № 2.



[1] В этом случае св. отцы нарушили следующие правила: 35 св. апостол, 13 пр. антиох, и др., но Святая Церковь за это не судила их. Напротив, причла к лику святых. Следовательно, не во всякое время нарушение правил считается преступлением.

[2] Замечательно, что у себя единоличное постановление епископов правительственная Церковь почему то признает законным. Имея у себя сотни епископов она однако решилась попирать божественные правила. Здесь уместно напоминать слова Спасителя: «Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего и тогда узриши изяти сучец из очесе брата твоего».

Просмотров: 1692 | Добавил: rostovetz | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: